Российскую Федерацию на мероприятии представляла делегация во главе с Министром науки и высшего образования В.Н. Фальковым. В российскую делегацию также вошли:
Левченко А.М. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования, Горожанкина Е.М. - заместитель директора департамента международного сотрудничества Министерства науки и высшего образования, Камынина Н.Р. – ректор Московского государственного университета геодезии и картографии, Олейникова О.Н. - руководитель Национального офиса программы Эразмус+ в России.
На конференции министров были проанализированы достижения по формированию Европейского пространства высшего образования и ход развития Болонского процесса. А также были определены основные векторы развития на ближайшее десятилетие.
В рамках подготовки к Конференции все страны представили национальные доклады о внедрении инструментов Болонского процесса. Российский национальный доклад получил положительную оценку, что свидетельствует об успешной интеграции России в Европейское пространство высшего образования.
Конференцию открыли: министр по делам университетов и научных исследований Италии, профессор Гаэтано Манфреди, и европейский комиссар по вопросам инноваций, научных исследований, культуры, образования и молодежи г-жа Мария Габриэль. Далее с сообщениями выступили присутствующие министры или их представители.
В своем выступлении на конференции Министр Фальков отметил, что за последние 20 лет страны на добровольной основе достигли значительного повышения открытости систем образования и развития академической мобильности на основе взаимного уважения и доверия. Министр также подчеркнул, что инструменты обеспечения сопоставимости образовательных систем способствуют расширению образовательных возможностей и повышению качества образования.
Большое внимание на конференции было уделено вопросам глобальной политики в сфере высшего образования, поиску путей гармонизации различных подходов в этой области, чему могла бы способствовать скорейшая ратификация всеми заинтересованными сторонами Глобальной конвенции ЮНЕСКО о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию.
По итогам встречи было принято коммюнике, которое содержит оценку проделанной работы и текущего состояния дел, а также формулирует основные направления развития на последующее десятилетие. Особый акцент в коммюнике сделан на фундаментальных ценностях, таких как академическая свобода, институциональная автономия, академическая этика.
Большое внимание уделено развитию социального измерения в сфере высшего образования. Министры одобрили «Принципы и руководящие указания по укреплению социального измерения высшего образования в ЕПВО». Десять принципов и рекомендации по их реализации являются полноценной дорожной картой. Они основываются на расширении понимании социального измерения и инклюзивности, выводя эти понятия за традиционные рамки задач расширения доступа к образованию. Подчеркивается, что социальное измерение должно занимать центральное место в стратегиях высшего образования на системном и институциональном уровнях, а также на уровне ЕПВО и Европейского Союза.
Также в центре внимания были вопросы повышения качества преподавания и обучения и подчеркнута необходимость усиления поддержки государством профессорско-преподавательского состава, студентов и сотрудников вузов. Было одобрено включение в коммюнике «Рекомендаций национальным органам власти по совершенствованию обучения и преподавания в высшем образовании в рамках ЕПВО». Рекомендации содержат конкретные направления развития, такие как:
- постоянное совершенствование преподавания,
- укрепление потенциала образовательных учреждений и систем образования и
- повсеместная реализации студенто-центрированного обучения.
Отдельным приложением принято Заявление об академической свободе, в котором подчеркнута важность академической свободы как неотъемлемого условия качественного обучения, преподавания и научных исследований в высшем образовании.
Следующая конференция министров высшего образования стран-участниц ЕПВО состоится в 2024 году, в Албании.
Материалы конференции:
1. Римское Коммюнике от 19 ноября 2020 г.
2. Заявление об академической свободе